ГБУ РД "Дагестанский государственный театр оперы и балета"

Музыкальный мир маэстро Кажлаева

Музыкальный мир маэстро Кажлаева

Продолжает работу II Республиканский музыкальный фестиваль «Панорама музыки композиторов Дагестана», цель которого - рассказать о талантливых создателях музыки. Фестиваль уже показал лучшие образцы дагестанской инструментальной, балетной, хоровой, вокальной музыки Ширвани Чалаева, Магомеда Гусейнова, Рамазана Фаталиева, Готфрида Гасанова, Сергея Агабабова, Казбека Шамасова, Аиды Джафаровой, Валерия Шаулова, Магомеда Касумова, Гюли Камбаровой. Ценность этого солидного пласта музыкальной культуры огромна – он содержит национальное, песенно-танцевальное, оперное, симфоническое искусство Дагестана середины XX – начала ХXI веков. В рамках фестиваля состоялись два концерта из трех, обозначенных в программе этого масштабного мероприятия, с исполнением произведений Мурада Кажлаева, народного артиста СССР, народного артиста России, Дагестана, профессора, академика РАЕН, дирижера, лауреата международных, государственных премий, автора нескольких сотен симфонических, хоровых сочинений, кантат, балета, оперетты, увертюр, музыки к более 40 фильмам. Его сочинения исполняют в США, ФРГ, Италии, Чехии, Израиле… Его заслуги в области музыкальной культуры отмечены государственными наградами, 70 лет своей яркой жизни Мурад Магомедович служит пропаганде дагестанской музыки на просторах мира.Обращаясь к присутствующему в зале композитору на первом концерте симфонической музыки, министр культуры РД Зарема Бутаева в приветственной речи назвала Мурада Магомедовича национальным достоянием республики, России и передала благодарность от Главы РД, Правительства РД за бесценный вклад в музыкальное искусство. На сцену внесли огромную праздничную корзину цветов от руководства Дагестана. Зрители стоя долгими аплодисментами приветствовали композитора, чье 70-летие творческой деятельности в эти дни отмечает общественность Дагестана. В программу двух отделений концерта вошли Симфонические иллюстрации «Имам Шамиль». Языком музыки рассказана жизнь героя от рождения до пленения с иллюстрациями самых значительных эпизодов. Первая картинка «Рождение героя» — лирическая музыка с чередующимися раздумьями прерывается тревожными взрывами – предзнаменованием судьбы. «Вальс в Темир-Хан-Шуре» — красивый вихрь, вкрадчиво рожденный из тишины, из ниоткуда, переходит в нежную «Встречу с матерью» и трогательно – ласковую «Шамиль и Шуайнат». Призыв к ожесточенной схватке в «Битве при Ахульго» резко меняется на покойную скорбь «Траурного шествия» погибших в этом решающем сражении горцев. В «Пленении Шамиля» слышатся его волнение, размышления о судьбе народа, которому он обещал свободу, и своей судьбе. Симфонические иллюстрации – это не отдельные части, а будто сплетенное музыкальное кружево жизни героя. Так средствами музыки автор уловил характер Шамиля, где взвешенность мышления вдруг прерывается взрывом, передающим буйство эмоций. Всю эмоциональную гамму чувств передал симфонический оркестр Дагестанского театра оперы и балета, которым дирижировал специально приехавший в Махачкалу Мурад Аннамамедов, народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР, художественный руководитель и главный дирижер Ярославского академического симфонического оркестра, выпускник Московской консерватории им. П.Чайковского в классе выдающегося дирижера Геннадия Рождественского. Оркестр исполнил симфоническую поэму, написанную М.Кажлаевым в 1979 году, «Фархад и Ширин». Уже тогда зрелый маэстро обратился к азербайджанской литературной классике – поэзии Низами, музыке Восточного Кавказа, близкой композитору. Он учился в музыкальной школе-десятилетке при Азербайджанской консерватории, закончил эту же консерваторию по классу композиции, хорошо знал культуру братского народа, поэтому взялся за ответственную миссию – написать музыкальные фрески к любимой в Азербайджане поэме. Завораживающая музыка передает искренние чувства двух влюбленных, апофеоз высокой любви. Приятным сюрпризом для зрителей стало премьерное исполнение шести пьес для флейты с оркестром под названием «Настроение». Их виртуозно исполнила Индира Зайдиева, заслуженная артистка Дагестана. Всю гамму человеческого настроения автор заключил в эти лирические страницы: здесь и салонный в лучших традициях романс, и восточные мотивы с их плавностью, кокетливой грацией («Танец девушек»), и шуточная игривость («В старом стиле»), мягкая, спокойная, певучая «Любимая мелодия», очень интересная, порой затяжная, словно мугам, восточная музыка сменяется картиной шумного базара и манящим танцем черноокой красавицы перед своим повелителем. Оркестр и солирующая флейта завораживающе вводили слушателя в мир волшебства и роскоши Востока, что не хотелось возвращаться в действительность. Похоже, что и музыкантам тоже. И они исполнили вне программы концерта дополнительно «Ноктюрн» Мурада Кажлаева. Восторженными аплодисментами отозвались зрители на объявление дирижером, что прозвучит еще одна премьера – два новых произведения Мурада Кажлаева «Вальс-фантазия» и «Вальс Пушкинский» из цикла «Симфонические вальсы». Каким молодым душой надо быть композитору, чтобы такой заразительно красивой мелодией передать вихревое кружение танца! Зрители долго кричали: «Браво!». А несколько дней спустя музыканты Государственного оркестра народных инструментов и их художественный руководитель и главный дирижер народный артист Дагестана Новруз Шахбазов преподнесли Мураду Кажлаеву и пришедшим на концерт дагестанцам свой сюрприз. Впервые ряд произведений был исполнен оркестром народных инструментов. За 70 лет творческой деятельности композитора такого еще не было. Сочинения маэстро исполняются на всех континентах симфоническими, симфо-джазовыми оркестрами, но никак не народными. Н. Шахбазов к этому концерту переложил 19 произведений М.Кажлаева для национальных инструментов – тара, кеманчи, кумуза… Аранжировал, придав музыке яркий кавказский колорит. Это новшество Новруза Шахбазова поддержали вокалисты Маржанат Алибекова, Батул Нагиева, Заира Даибова, солирующие инструменталисты Индира Зайдиева, Светлана Воробьева и детский хор. Это их творческий подарок композитору. Художественный руководитель оркестра так подобрал для аранжировки сочинения, чтобы они отразили многогранность творчества композитора: бравурная «Приветственная увертюра», «Танец девушек», детские «Пчела», «Голоса весны», романс, песни из кинофильмов, оперетты, концертное танго, фрагменты балета и многое другое. В концерте прозвучали все 19 произведений в свежей аранжировке Н. Шахбазова. Музыка М.Кажлаева – о всем том, что сопровождает нас в жизни. «Сколько ярких новых красок добавил дирижер, как виртуозно играл оркестр, – с благодарностью отметил композитор. – Говорят, нет пророка в своем Отечестве. Вот они, пророки, – под аплодисменты слушателей говорил Мурад Магомедович, широким жестом указывая на оркестр на сцене. Это наши, родные, не залетные таланты, которыми можно гордиться».

Источник: DAGPRAVDA.RU