ГБУ РД "Дагестанский государственный театр оперы и балета"

Эта весёлая, добрая оперетта

Эта весёлая, добрая оперетта

Дагестанский театр оперы и балета с первого года своего образования театральный сезон традиционно открывает оперным спектаклем «Хочбар», первым национальным произведением такого жанра, написанным классиком профессиональной музыки Дагестана Готфридом Гасановым. Эта опера – бренд театра, его талисман. В этом году коллектив готовит «Хочбара» в новой постановке. Новизна её заключается в том, что театр пополнился молодыми вокалистами, и для артистов XXI века музыка Г. Гасанова – своеобразное испытание на зрелость. В афише театра опера уже заявлена. Спектакль проходит чистовой прокат отдельных сцен и театр пригласит своего зрителя в ближайшие недели на премьеру «Хочбара». А это значит, что оперная сцена известит о новом сезоне в истории Дагестанского театра оперы и балета. А в преддверии официального открытия сезона заслуженный артист России Байсолтан Осаев своей постановкой «Аршин мал алан» пригласил зрителя посмотреть добрый, лёгкий спектакль, где половина занятых артистов – молодые вокалисты, будущее театра. Музыка и либретто спектакля написаны корифеем музыкального искусства Азербайджана Узеиром Гаджибековым более 100 лет назад и по сию пору это произведение является очень популярным не только на родине композитора в бывшей союзной республике. С его героями знакомы зрители Болгарии, Польши, Китая, США, Турции, Австрии, Франции. И везде был ошеломляющий успех. В 2013 году в рамках ЮНЕСКО было отмечено 100-летие «Аршин мал алана». До сих пор музыковеды не могут отнести это произведение к какому-нибудь определённому жанру. В Азербайджане его считают комической оперой, другие – водевилем, но чаще всего оно известно как оперетта. А режиссёр-постановщик в дагестанском театре «Аршин мал алан» считает музыкальной комедией. Эта оперетта была экранизирована 4 раза, последний – в 1970 году. Но самым популярным был фильм 1945 года с незабвенным «азербайджанским соловьём» Рашидом Бейбутовым. Его песня «Ах ты, моя дорогая, ах, золотая…» доносилась во весь его звонкий голос из каждого распахнутого окна. Популярность этого певца была бешеной на просторах Советского Союза. Фильм с его участием видели даже в отдалённых, глухих уголках необъятной страны. Безграничную любовь к этому артисту не грех сравнить с любовью народа к Муслиму Магомаеву. Азербайджанские слова «Аршин мал алан» без перевода были знакомы каждому в стране – от мала до велика. Вот и в Махачкале театр ставит самую известную оперетту Узеира Гаджибекова во второй раз. Первая постановка состоялась была более десяти лет назад и очень полюбилась нашему зрителю. К этому произведению в разное время обращались Кумыкский, Аварский театры, и всегда спектакли имели успех у дагестанцев. Действие оперетты проходит в старинном городе Шуша, где вырос композитор Узеир Гаджибеков. Сюжет взят из жизни, показан семейно-бытовой уклад азербайджанцев в начале XX века. «Аршин мал алан» в переводе означает «продавец ручного товара». «Аршин мал алан» – выкрик уличных продавцов тканей. Главный герой – купец Аскер (артист Салман Абасов) мечтает о любви. Но отец не подобрал ему невесту. Да и Аскер не хочет жениться по-старинке, по выбору отца. Он жаждет увидеть ту, которую полюбит сразу. Но как её встретить, где? На помощь приходит друг Сулейман, тоже деловитый купец. Он предприимчив, мастер на всякие ухищрения (артист Белек Абасов), предложил Аскеру переодеться уличным торговцем шёлком, ходить по дворам Шуши, присматривая себе невесту. «Знай: кто счастье ищет, тот всегда найдёт», – напутствует друг Сулейман. «С завтрашнего дня я аршин мал алан», – рад Аскер находчивости остроумного гостя. Тем временем в доме местного богача Султанбека его дочь Гульчохра на выданье тоскует без любви, её ария – о неудовлетворенности жизнью взаперти в стенах дома. «Без тебя, мой нежный друг, мне жизни нет», – почти плача, тоскует девушка (артистка Мадина Исмаилова). Её голос чистого серебра с томлением передаёт грусть девушки, общающейся в свои юные годы только с двоюродной сестрой Асият да служанкой – бойкой Телли. Появление на пороге дома торговца с хурджином, полным шёлковых тканей, меняет однообразную жизнь Гюльчохры. Обоюдная любовь с первого взгляда. «Я нашёл судьбу свою, и от счастья я пою». «Ах ты, моя дорогая, ах, золотая…». «Полюбил я, ах, полюбил, без тебя не могу я жить». Радостно приплясывая, поёт Аскер, вызывая веселье не только на сцене, но и в зале. И уже дуэтом с Гюльчохрой: «И никто, мой друг родной, разлучить не сможет нас». Салман Абасов щемяще передаёт образ молодого человека, мечтающего о любви. Но, увидев Гюльчохру, он взволнован, решителен, счастливый и влюблённый. И в этом помогает ему музыка: она ведёт развивающееся динамично действие, раскрывая образ. Тема любви активно набирает темп и в сюжете, и в музыке. Аскер и Гюльчохра решительно отстаивают своё право на любовь. Узеир Гаджибеков силою обстоятельств, предложенных зрителю, соединяет любовью ещё три пары: отца Гюльчохры и тетушки Джахан, друга Сулеймана и их слуг. Артисты Абдула Магомедмирзоев и Людмила Комаривцева не делают своих героев посмешищем, они по-доброму комедийны. «Три рубля, один мулла и головка сахару. И всё», – подводит к концу знакомство со ставшей его избранницей Султанбек, отец Гюльчохры. Л. Комаривцева создаёт образ не только интонационными нотками кокетки, но и призывает в помощь свой дар драматической актрисы, которым она, несомненно, обладает. Несмотря на комичность их образов А. Магомедмирзоев и Л. Комаривцева таят в образах своих героев стремление к семейному согласию и уютному гнёздышку. Сулейман и Асият тоже находят своё счастье, влюбляясь при знакомстве. Артисты Белек Абасов и Заира Даибова провели свои партии, гармонично вливаясь в общий настрой комедийных ситуаций, отчётливо осознавая значимость их образов в канве оперетты. Велли и Телли – умные, весёлые, проницательные слуги, которые тоже мечтают о любви. Их исполнители Сергей Поздняков и Анастасия Окружко полюбились зрителю, потому что остроумно, самобытно передали типичные черты обычных людей, которые также имеют право на любовь. «Когда влюбляешься, такая сладостная тоска наполняет сердце», – передаёт своё ощущение любви Телли. Отрицательных героев нет. Весёлая музыка, песни, танцы (поставленные Мурадом Мусаевым и Муртузом Гаджиевым), вносящие живость, комический колорит, стройный лад режиссёрской работы Байсолтана Осаева, сделали оперетту «Аршин мал алан» не только лёгкой для восприятия, но и показали добрые, чистые отношения между людьми. Музыка Узеира Гаджибекова тонко сочетает традиции европейской классической музыки и национальный азербайджанский колорит, такой близкий и понятный дагестанцам, создавая оригинальный вокальный стиль. Отсюда неравнодушное восприятие оперетты зрителем, подпевавшим и отбивающим ритм основной музыкальной теме. Несомненно, «Аршин мал алан» украсит репертуар нынешнего сезона Дагестанского театра оперы и балета. Р. S. Молодые зрители до 22 лет смогут посмотреть спектакль, воспользовавшись «Пушкинской картой».

Источник: DAGPRAVDA.RU