ГБУ РД "Дагестанский государственный театр оперы и балета"

Тест на зрелость

Тест на зрелость

Тот памятный 1999 год мог стать роковым, и не только для дагестанцев. На это и рассчитывала вооруженная до зубов огромная банда международных террористов, мечтающая разорвать Россию на куски. Но осень 1999-го расставила все по своим местам: силами Российской армии и дагестанских ополченцев был дан отпор неприятелю. А потому этот год суровых испытаний не стал роковым. Каждый дагестанец уверенно знал, что испытания республика выдержит, и прогнозировал свое будущее в развитии, где культура занимала не последнее место. 90-е в целом были тяжелым периодом в истории страны. Повсеместно рушились целые отрасли, закрывались предприятия и учреждения, а вот в Дагестане, глядя далеко вперед, создали Театр оперы и балета. Здесь твердо верили: трудности – дело временное, а потому созидали. Прошло два десятилетия. Этот еще совсем молодой театр, рожденный в сложное время конца века, своей деятельностью привлек широкую зрительскую аудиторию к профессиональной академической музыке, увеличил доступность музыкально-театрального искусства, повысил престиж и значимость в дагестанском обществе музыкальной культуры, приобщая людей к этой сфере, формируя уважительное отношение к работникам театра. Репертуарная политика его разнопланова: оперы, оперетты русских, зарубежных авторов в сценическом и концертном воплощении; балетные постановки различных стилей и тематики, музыкальные водевили, камерные постановки, детские оперы. Немаловажное место отводится произведениям дагестанских авторов. Балетная труппа выступала в Кремлевском дворце и во Франции на Днях культуры Дагестана. Насколько уверенно движется к профессиональной зрелости театр, показал новый проект, приуроченный к его 20-летию, – постановка концертно-сценического спектакля известного немецкого композитора Карла Орфа «Carmina Burana». В основе композиции – аллегория колеса Фортуны, богини судьбы, олицетворявшей бренность всего земного, непрочность человеческого счастья. От руководителя проекта – главного хормейстера и художественного руководителя учреждения, лауреата всероссийских и международных конкурсов, заслуженного деятеля искусств РД Натальи Макеевой – я знала, что задуман такой микс-спектакль, в котором будут задействованы почти вся труппа театра и приглашенные вокалисты из Москвы, Германии, о чем сообщалось в нашей газете. Но, честно говоря, недоумевала, почему для столь ответственного показа выбрано это сочинение, источником текстов которого стала средневековая рукопись, случайно найденная в начале ХIХ века в монастыре в Баварских Альпах. И только посмотрев премьеру, стал очевиден ­мудрый ход заявителей этого проекта на грантовую поддержку Главы республики. К своему небольшому, но значительному для Дагестана юбилею театр одним спектаклем показал всю слаженную работу большого коллектива. «Carmina Burana» – это одно из самых сложных, загадочных, редко исполняемых произведений по причине своей масштабности. Именно масштабность сочинения показала зрелость хора театра с постоянной сменой ярких контрастных картин, захватывающим ритмом, картинностью стихов от одной строки до нескольких строф, различных по жанру: весенние хороводы, песни о любви – возвышенной и стыдливой, откровенно чувственной, песни застольные, сатирические, вольнодумные. И это пронзительно четко передает музыка К.Орфа, ее дополняют крупно, зримо, выпукло картины на больших мониторах от классиков средневековой живописи до модернистских течений в изобразительном искусстве. Это вся жизнь в ее целомудрии и наготе. Эмоциональное восприятие о всевластии шаловливой фортуны умножает балет своими ритмами, страстью, весельем, разрывающимися высокими нотами хора. Как осязаема переменчивость судьбы, как прекрасны земные радости, преображающее чувство любви! Весь этот размах жизни мощно, патетично, сдержанно, с сарказмом мастерски передали оркестр, хор, балет театра, продемонстрировав слаженность в решении сложных идейных, художественных и технических вопросов. Как умолчать о мастерстве приглашенных артистов-вокалистов, технических специалистов для участия в постановке на дагестанской сцене. Это Елена Лемкина – выпускница Ростовской консерватории, солистка двух крупных концертных и оперных агентств Германии: «Opera Classica EUROPA» и «Barbara Zagovek», а также Тюринской филармонии, лауреат конкурса по Оперному пению Ctrang Prise Virtuoso. Её сопрано, то светлое и восторженное, то вступающее в контраст с хором, поражает красотой звучания. Никита Борисов – выпускник Московской консерватории, солист Хорового театра под управлением Б.Певзнера (Москва), блестяще провел теноровую партию. Юрий Зеленин – солист Государственной академической симфонической капеллы России (Москва) был благодарно встречен дагестанским слушателем. Эти вокалисты вместе со звукорежиссером из Ростовской филармонии Александром Мохаревским были отмечены благодарностями Министерства культуры РД, которые по окончании концерта под дружные одобрительные аплодисменты были вручены руководителем ведомства Заремой Бутаевой. Слова благодарности были искренне произнесены и в адрес режиссера-постановщика Дмитрия Павлова, заслуженного артиста РФ, лауреата международного конкурса, хореографа Мусы Оздоева, дирижера, народного артиста РФ, профессора Валерия Хлебникова, коллективов хора, балета. Проект объединил исполнителей музыкального искусства разных городов на создание большого музыкально-сценического полотна. Творческий диалог, культурный обмен, создание продукта высокого класса – все это стало возможным при грантовой поддержке Главы РД Владимира Васильева. Сценическая площадка в Махачкале стала стартовой для творческого общения, дискуссий как музыкантов, так и технических специалистов. – Участие в постановке позволило артистам получить огромный опыт практической работы и научиться решать многие творческие задачи самостоятельно. Наряду с артистами в проекте участвовали студенты Махачкалинского музыкального училища, – рассказывает Наталья Макеева, – для молодых музыкантов весьма важно утвердиться в выбранной профессии, стремиться к совершенствованию. При создании Дагестанского театра оперы и балета долгое время общество (в том числе работники культуры) задавалось вопросом: нужен ли нам такой театр? Поймут ли оперу, балет зрители, воспитанные на других традициях? Есть ли в республике вокалисты, дирижеры, музыканты такого уровня? Ответ тому «Сarmina Burana» в постановке коллектива театра, явившаяся качественно новым этапом в его жизни, показавшая, что в Дагестане могут сделать продукт в высшей степени достойный.

Источник: DAGPRAVDA.RU