Премьера балета «Асият».
В столице Дагестана с огромным успехом состоялась премьера балета «Асият».
12 и 13 февраля, на большой сцене Русского театра Дагестанский государственный театр оперы и балета представил зрителю премьеру классического балета «Асият» по произведению народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, на музыку народного артиста СССР, композитора Мурада Кажлаева. Показ балетной постановки прошел с аншлагом, вызвав массу положительных отзывов гостей.
Действия балета разворачиваются вокруг дагестанской девушки-горянки Асият. Ее, только что окончившую школу, родители пытаются выдать замуж за Османа – человека недостойного, глупого, но неимоверно богатого. Однако юная Асият никак не может переступить через себя, поэтому она бросает вызов традиционным устоям и разрывает свадьбу. «Позорна любовь без любви», – говорит главная героиня поэмы Расула Гамзатова. То же самое языком пластики и танца говорит главная героиня балета «Асият».
Впервые премьера балетной постановки, под названием «Горянка» состоялась 20 марта 1968 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Балет стал выдающимся явлением в истории музыкальной культуры Дагестана, первым национальным балетом, получившим сценическое воплощение, а также довольно ярким явлением в музыкально-театральной жизни страны. Спектакль имел оглушительный успех и многие годы шел на разных сценах как в Союзе, так и за рубежом. И вот, спустя полвека шедевр получает новую жизнь. Первый национальный балет Дагестана предстает на дагестанской сцене.
Долгожданная премьера состоялась благодаря большой, кропотливой работе, которую на протяжении более полугода вел с артистами Дагестанского государственного театра оперы и балета балетмейстер-постановщик - народный артист СССР Олег Виноградов. Либретто нового спектакля и эскизы костюмов героев также были созданы маэстро. Все вкупе позволило создать масштабное полотно, в котором в единое целое сплелись не только чувства главных героев, но и картины быта дагестанских горцев. Как итог – неподдельное восхищение зрителей и бурные аплодисменты.
Восторг зрителей вызвала и особенная находка балетмейстера – развернутое полотно горской свадьбы, насыщенное приметами фольклора. Медленно начинали свою тему «черные рыцари», к ним присоединялись сваты, друзья жениха и невесты. Светлыми всплесками одежд прорезали сцену грациозные фигуры женщин. Шествие росло, как росла и музыкальная тема, где исступленно били барабаны, вскрикивали трубы. И наконец, появлялся герой этого мира Осман — величественный, весь устремленный вверх. По задумке постановщика - он по праву венец этого симфонического и танцевального шествия. Осман отнюдь не «балетный злодей», а скорее человек, которого традиционные законы гор из влюбленного юноши превратили в убийцу.
Великолепный красочный сюжет, который наполнен глубинными смыслами, заставляет всех зрителей сопереживать артистам.
Мероприятие посетили многочисленные гости, в числе которых были министр культуры Дагестана Зарема Бутаева, мэр Махачкалы Салман Дадаев, Первый вице-премьер правительства Дагестана Анатолий Карибов, Первый заместитель председателя Правительства Гаджимагомед Гусейнов, начальник Управления культуры администрации Махачкалы Фарид Абалаев, представители творческой интеллигенции республики и многие другие.
Гости выразили слова благодарности маэстро Мураду Кажлаеву, балетмейстеру Олегу Виноградову, и, конечно же, труппе Дагестанского театра оперы и балета.
Постановщик Олег Виноградов, в свою очередь, поблагодарил всех за теплый прием балета, за возможность «вновь прикоснуться к бессмертной классике».
- Спасибо тебе, мой друг Мурад, что благодаря тебе я вновь здесь, в Дагестане. Ты гений. Да, вот так просто. И это утверждение не нуждается в доказательствах, - говорил Олег Виноградов. - Я не был в Дагестане более полувека. 52 года назад я путешествовал с Расулом Гамзатовым по Дагестану, собирая по крупицам замечательные танцевальные традиции, фольклор народов, чтобы соединить все это с гениальной музыкой, которую написал мой друг и которую знает весь мир. Какое счастье вновь соединить все это воедино и вместе с талантливыми артистами Дагестана, работать над таким замечательным, глубоким материалом.. Я бывал в различных странах мира, работал с самыми разными творческими труппами, но то, что наша «Горянка» переродилась и не просто где-то, а у себя на родине – это подарило мне огромное счастье. Спасибо вам за это, низкий поклон.
Продолжая озвученную балетмейстером мысль, композитор Мурад Кажлаев, также отметил, что очень рад увидеть восстановленную после многих лет забвения постановку в родной сцене Дагестанского государственного театра оперы и балета.
- Я прождал практически всю жизнь, чтобы дождаться показа этого спектакля дома, у себя в Дагестане и чтоб его увидели мои земляки. Я рад тому, что Олег Михайлович вновь приехал в Дагестан, и, проделав большую работу, возродил наш балет. - сказал в завершение вечера композитор Мурад Кажлаев.