ГБУ РД "Дагестанский государственный театр оперы и балета"

И писал ей стихи на снегу…

И писал ей стихи на снегу…

В Дагестанском государственном театре оперы и балета очередная премьера — на II Республиканском музыкальном фестивале «Панорама музыки композиторов Дагестана» публике был представлен одноактный балет «Прерванный полёт» на музыку народного артиста России Ширвани Чалаева в постановке главного балетмейстера театра, заслуженного артиста России Мусы Оздоева. «Прерванный полёт» продолжает серию одноактных балетов, задуманных Мусой Оздоевым на музыку дагестанских композиторов. Работа над спектаклем началась более года назад — он должен был составить пару балету «Рапсодия любви» на музыку Магомеда Гусейнова, но из-за недофинансирования премьеру пришлось отложить. Воплотить задуманное удалось год спустя. Вообще-то Ширвани Чалаев «не балетный» композитор, ему всегда был ближе жанр оперы, но тот же Оздоев более десяти лет назад уже использовал произведения Чалаева в качестве музыкальной основы музыкально-хореографического представления Лакского театра «Солнечный диск». То была «этника в стиле модерн»: микст из фольклора народов Дагестана, балета, брейк-данса, необычных костюмов и ещё бог весть чего, что приводило зрителей в состояние вау-эффекта. И народные песни в исполнении самого Ширвани Чалаева были органично вплетены в сюжет. Нашлось им место и в новом балете, что неудивительно: спектакль представляет собой некую романтизированную версию биографии композитора. Но, разумеется, не стоит отождествлять самого Ширвани Рамазановича с лирическим героем по имени Ширвани. Поэтому мы будем анализировать балет, а не эпизод из юности классика дагестанского музыкального искусства. Итак, Ширвани (заслуженный артист Дагестана и Ингушетии Арсен Курбанмагомедов) покидает родной аул и едет учиться в Москву, а по возвращении встречает прекрасную Мариян (заслуженная артистка Дагестана Оксана Абумуслимова). Молодые люди влюбляются друг в друга, но жить долго и счастливо им не суждено, потому что Мариян вскоре умирает от загадочной «чёрной болезни» (артистка Клавдия Магомедтагирова). Это если пересказывать словами — коротко и сухо. А если музыкой и танцем — романтично и проникновенно. Премьерная версия спектакля «Прерванный полёт» длится чуть менее часа, но Муса Оздоев планирует увеличить длительность ещё на 10 минут, благо музыкального материала достаточно. Хотя и слова в этом балете всё же есть: как оказалось, старинные лакские песни в исполнении Чалаева отлично подходят в качестве музыкального фона современной хореографии. А уж она в данном случае включает в себя и модерн, и классический балет (ах, эта сцена с юными музами, воздушной стайкой, весёлым роем порхающими вокруг молодого композитора!), и национальные кавказские танцы. Дозировка чётко рассчитана, поэтому и результат сбалансирован. О голосе Ширвани Чалаева («красивом, сильном баритоне большого диапазона») специалисты пишут так: «Исполнение… вокальных сочинений отличается высоким темпераментом, горячим порывом, искренностью чувств», выделяя такие черты музыкального стиля композитора, как «связь с фольклором, повышенная поэтичность и лиричность». Все эти эпитеты применимы и к хореографии спектакля. Они же помогли Арсену Курбанмагомедову вжиться в образ. Его Ширвани получился темпераментным, искренним, порывистым. То есть живым и сильным, полнокровным. И за это артисту можно простить некоторые технические недочёты. В балете присутствует и голос народной артистки Дагестана Ларисы Гаджиевой — нежный, чистый, звенящий хрустальным колокольчиком где-то высоко-высоко. Мариян, исполняющая соло под эту лирическую лакскую песню, кажется одинокой (подруги, в какой-то момент окружающие её в танце, подчёркивают это одиночество, отступая в темноту кулис), неземной и хрупкой, каковой, впрочем, и положено быть мечте и музе. Знатоки лакского языка поговаривают, что «песня совсем не о том», точнее, не об этой истории любви. Но кто сказал, что у героини в прошлом не может быть другой трагической истории… И потом, какая по большому счёту разница, когда мелодическое движение этого голоса накладывается на пластическое движение танцовщицы и рождается нежный и чувственный образ. Кстати, саму Ларису Гаджиеву это «несоответствие» ничуть не смущает и на своей странице в соцсети она выразила благодарность Мусе Оздоеву за выбор песни и за прекрасную постановку. В спектакле задействована практически вся труппа, массовых сцен немало, но солисткам есть что танцевать, и акценты расставляют, конечно, они. Оксана Абумуслимова в театре недавно, она пришла в труппу из ансамбля «Лезгинка» (где и получила звание заслуженной артистки) и соответственно имеет хорошую профессиональную базу, а также дисциплинированна и вынослива, привыкла «пахать» в классе, много репетировать, хорошо понимает задачи, которые перед ней ставит хореограф. Не допрыгнула, не довернула, не успела — это не про неё (хотя премьерное волнение имело место быть). Она убедительна в каждом движении, чётко взаимодействует с партнёром, держит образ. А ещё у Оксаны очень выразительные, «говорящие» руки. Арсен и Оксана отлично смотрятся в дуэте, надеемся, что режиссёр поставит на эту пару ещё немало интересных красивых номеров. Клавдия Магомедтагирова в труппе тоже относительно недавно, но за плечами у неё опыт работы на российской сцене, включая участие в мюзикле. Она характерная танцовщица — яркая, харизматичная. «Чёрная болезнь» — партия странная, страшная, но тем она и интересна: можно фантазировать, импровизировать и даже немного хулиганить, что Клавдия и делает вполне успешно. При этом импровизации тщательно продуманы и отрепетированы — профессиональный подход. Присутствовавшая на премьере историк балета, балетный критик, педагог Московской Государственной Академии хореографии Виолетта Майниеце после спектакля встретилась с труппой, поделилась впечатлениями и высказала свои замечания. По словам самих артистов, критика от профессионала такого уровня для них очень важна, ведь Майниеце чётко указала каждому на его ошибки, выявила слабые места, над которыми нужно работать, но при этом высоко оценила потенциал труппы. В беседе с корреспондентом журнала «Дагестан» Виолетта Александровна отметила, что уже сам факт наличия в Дагестане театра оперы и балета — это замечательно, но подчеркнула, что это искусство не может полноценно развиваться без спонсорской поддержки. Ну а пока спонсоры не спешат вкладываться в балет, труппа во главе с Мусой Оздоевым будет работать по старинке — на энтузиазме, подкреплённом небольшой господдержкой.

Источник: Dagjournal.ru