ГБУ РД "Дагестанский государственный театр оперы и балета"

Премьера балета «Асият».

В столице Дагестана с огромным успехом состоялась премьера балета «Асият». 12 и 13 февраля, на большой сцене Русского театра Дагестанский государственный театр оперы и балета представил зрителю премьеру классического балета «Асият» по произведению народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, на музыку народного артиста СССР, композитора Мурада Кажлаева. Показ балетной постановки прошел с аншлагом, вызвав массу положительных отзывов гостей. Действия балета разворачиваются вокруг дагестанской девушки-горянки Асият. Ее, только что окончившую школу, родители пытаются выдать замуж за Османа – человека недостойного, глупого, но неимоверно богатого. Однако юная Асият никак не может переступить через себя, поэтому она бросает вызов традиционным устоям и разрывает свадьбу. «Позорна любовь без любви», – говорит главная героиня поэмы Расула Гамзатова. То же самое языком пластики и танца говорит главная героиня балета «Асият». Впервые премьера балетной постановки, под названием «Горянка» состоялась 20 марта 1968 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Балет стал выдающимся явлением в истории музыкальной культуры Дагестана, первым национальным балетом, получившим сценическое воплощение, а также довольно ярким явлением в музыкально-театральной жизни страны. Спектакль имел оглушительный успех и многие годы шел на разных сценах как в Союзе, так и за рубежом. И вот, спустя полвека шедевр получает новую жизнь. Первый национальный балет Дагестана предстает на дагестанской сцене. Долгожданная премьера состоялась благодаря большой, кропотливой работе, которую на протяжении более полугода вел с артистами Дагестанского государственного театра оперы и балета балетмейстер-постановщик - народный артист СССР Олег Виноградов. Либретто нового спектакля и эскизы костюмов героев также были созданы маэстро. Все вкупе позволило создать масштабное полотно, в котором в единое целое сплелись не только чувства главных героев, но и картины быта дагестанских горцев. Как итог – неподдельное восхищение зрителей и бурные аплодисменты. Восторг зрителей вызвала и особенная находка балетмейстера – развернутое полотно горской свадьбы, насыщенное приметами фольклора. Медленно начинали свою тему «черные рыцари», к ним присоединялись сваты, друзья жениха и невесты. Светлыми всплесками одежд прорезали сцену грациозные фигуры женщин. Шествие росло, как росла и музыкальная тема, где исступленно били барабаны, вскрикивали трубы. И наконец, появлялся герой этого мира Осман — величественный, весь устремленный вверх. По задумке постановщика - он по праву венец этого симфонического и танцевального шествия. Осман отнюдь не «балетный злодей», а скорее человек, которого традиционные законы гор из влюбленного юноши превратили в убийцу. Великолепный красочный сюжет, который наполнен глубинными смыслами, заставляет всех зрителей сопереживать артистам. Мероприятие посетили многочисленные гости, в числе которых были министр культуры Дагестана Зарема Бутаева, мэр Махачкалы Салман Дадаев, Первый вице-премьер правительства Дагестана Анатолий Карибов, Первый заместитель председателя Правительства Гаджимагомед Гусейнов, начальник Управления культуры администрации Махачкалы Фарид Абалаев, представители творческой интеллигенции республики и многие другие. Гости выразили слова благодарности маэстро Мураду Кажлаеву, балетмейстеру Олегу Виноградову, и, конечно же, труппе Дагестанского театра оперы и балета. Постановщик Олег Виноградов, в свою очередь, поблагодарил всех за теплый прием балета, за возможность «вновь прикоснуться к бессмертной классике». - Спасибо тебе, мой друг Мурад, что благодаря тебе я вновь здесь, в Дагестане. Ты гений. Да, вот так просто. И это утверждение не нуждается в доказательствах, - говорил Олег Виноградов. - Я не был в Дагестане более полувека. 52 года назад я путешествовал с Расулом Гамзатовым по Дагестану, собирая по крупицам замечательные танцевальные традиции, фольклор народов, чтобы соединить все это с гениальной музыкой, которую написал мой друг и которую знает весь мир. Какое счастье вновь соединить все это воедино и вместе с талантливыми артистами Дагестана, работать над таким замечательным, глубоким материалом.. Я бывал в различных странах мира, работал с самыми разными творческими труппами, но то, что наша «Горянка» переродилась и не просто где-то, а у себя на родине – это подарило мне огромное счастье. Спасибо вам за это, низкий поклон. Продолжая озвученную балетмейстером мысль, композитор Мурад Кажлаев, также отметил, что очень рад увидеть восстановленную после многих лет забвения постановку в родной сцене Дагестанского государственного театра оперы и балета. - Я прождал практически всю жизнь, чтобы дождаться показа этого спектакля дома, у себя в Дагестане и чтоб его увидели мои земляки. Я рад тому, что Олег Михайлович вновь приехал в Дагестан, и, проделав большую работу, возродил наш балет. - сказал в завершение вечера композитор Мурад Кажлаев.

Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».
Премьера балета «Асият».